В конце сентября мы с супругой прокатились по маршруту Монте-Карло — Барселона и привезли быстро сходящий загар, массу положительных впечатлений и 35Gb фотографий. Немного поделюсь ими.
Самая быстрая дорога из Монако в Барселону — около 700 км, то есть меньше дня пути. Если постараться — можно доехать дня за два. Но в хорошей компании и с этнографическим настроем реально уложиться в неделю.
Мы начали автомобильное путешествие из Монте-Карло, провели день в Ницце, половину дня в Каннах, почти день ездили по Вердонскому ущелью, день гуляли по Марселю, немного прошлись по Перпеньяну, два дня в Барселоне и много, очень много времени провели в бесчисленных небольших городках на побережье. И просто ехали вдоль моря с частыми приятными остановками.
Крупные города Европы богаты на всевозможные туристические заведения, рассказывающими про историю, культуру. Но по музеям было решено не ходить еще при планировании маршрута (исключение сделали лишь для Дали и Пикассо — об этом позже).
Монако излишне чопорный, помпезный на мой вкус. Да — красиво, да — претенциозно, да — величаво. Однако нарочитая подтянутость во всем оставляет от города легкое послевкусие напряженности. Тем не менее, город красив. В Монте-Карло прокатились по трассе Формулы-1 (медленно) и застали последний день яхт-шоу. Весь порт и весь рейд бы занят плотно припаркованными судами класса люкс — как современные зализанные скоростные суда, так и классические парусные. Примерно 50/50. Мое сердце безоговорочно за высокие мачты. Одна из скоростных красавиц:
В крупных городах много гуляли. Города на юге Франции (в Монако тоже) успешно избежали эклектики в архитектуре. Стилистика, хотя и едва уловимо меняется по мере продвижения к испанской границе, едина, что создает весьма благоприятное впечатление. Впрочем, кому-то покажется излишне искусственной, лишенной разнообразия и даже, отчасти, игрушечной. Но мне по душе.
В Ницце в это время в разгаре был бархатный сезон. На пляже загорали, в море купались, в кафе обедали. В общем, типичный курортный отдых. Но город красив не этим.
Чудесные парки, широкие площади и тенистые скверы, широкие проспекты, бульвары, уютные улицы.
Старый город с замком на возвышении, из которого открывается вид на поля черепичных крыш с торчащими из них соборами и колокольнями.
Канны — провинциальная проекция Ниццы. Не то чтобы совсем захолустье, нет. Также ряды отелей и курортов вдоль набережной, такие же ряды магазинов, все чисто и аккуратно. Но всего как-то поменьше. Поменьше улицы, поменьше людей на них, поменьше дома, поменьше сам город.
Незабываемые впечатления остались от Вердонского ущелья (Gorge du Verdon). Лучшие виды открываются по маршруту из Comps Sur Artuby в Auguines (мы ехали через La Palud-sur-Verdon), несмотря на узкий горный серпантин. Такие дороги заставляют по-новому взглянуть на надежность автомобиля: слабым местом будет наиболее укачиваемый попутчик в салоне. Так что проверяйте экипаж перед отправлением. С другой стороны, небольших мест для парковки с изумительными видами предостаточно, и будет повод лишний раз остановиться и сделать несколько лишних фотографий. Впрочем, лишними их называть язык не поворачивается. Очень красиво. Буйство флоры, отвесные скалы, горная река в глубине и тишина, нарушаемая изредка пением птиц.
По дороге в/из Вердонское ущелье не раз проезжаешь небольшие поселения. В выборе термина для них я постоянно путался. Для города слишком малы, для деревни слишком обустроены и хорошо организованы. Сильное впечатление производит въезд в такой городишко. Вот только что ехал в окружении природы, и ничего не указывало на близость людей. Вдруг, за очередным поворотом, виднеется пара старинных коричнево-серых домов высотой метров 7-10 со стенами без окон. По приближении видно, что дорога проходит между домами — порой две легковые машины разъедутся там с трудом! За этими домами внезапно начинается жизнь. Впечатление, что ты просто телепортировался в другую местность. Дома, парки, пешеходные переходы, парковки, милые фонарные столбы и местные жители, неспешно идущие по своим делам. Для меня, в юности изъездившего на автомобиле почти всю европейскую часть России, такое резкое возникновение городка из-за пары домов, буквально «из ниоткуда» (и исчезновение «в никуда» — по проезду), было сильным впечатлением.
Марсель чудесен. Это уже не курортный город, но и не бизнес-центр. В нем жизнь разнообразна и бурлит, но как-то спокойно. Суеты нет. Есть старый порт, тесные классические французские улицы вокруг с древними домами, в которых живут самые разнообразные люди. Есть просторные проспекты и площади с множеством кафе для вездесущих туристов и рядами магазинов. Много всякого «старья», как называет моя жена достопримечательности, — крепости, замки, соборы, костелы, и т.п. Кстати, во Франции за вход в них денег не берут, в отличие от Испании. По Марселю хочется неспешно бродить, забыв о времени. Что мы с удовольствием и делали.
Замок Иф — великолепный пример успешного маркетинга, полностью построенном на мифе. Известность приобрел благодаря двум персонажам: графу Монте-Кристо (который никогда не существовал) и Железной Маске (который никогда в нем не был). Сам замок небольшой, внутри два этажа с несколькими комнатами, в которых много буклетов и экранов, размещенных для поддержки мифа. С его крыши открывается чудесный вид на Марсель и окрестности.
Очень прикольно проезжать по небольшим населенным пунктам. Скорость в городах ограничена 50 км/ч, в центре и там, где много пешеходов, — и вовсе 30 км/ч. Это позволяет рассматривать архитектуру и людей, пока неспешно катишься по улицам без нетерпеливых сигналов за спиной. Можно свернуть в какую-нибудь улицу, проехать там, где бывают лишь местные, и понаблюдать обычную жизнь, предоставив навигационной системе вытаскивать тебя обратно на запланированный дневной маршрут.
Нередко и с удовольствием общались с местными жителями. Кстати миф, что во снобы-французы не желают разговаривать на английском не нашел своего подтверждения. Не раз доводилось слышать, что даже если местные жители понимают английский, то из национализма отвечают на родном языке. Как мне кажется, просто люди плохо знают английский. Попробуйте в Саратове или Челябинске объясниться на английском в кафе или на заправке, — уверен, реакция будет аналогичной. В случаях, когда дюжины моих слов на французском не хватало, а собеседник английского не знал, выручала пантомима. Особенно в небольших городах на побережье и в горах. В общем, общение складывалось всегда.
Романтичность Перпеньяна слегка переоценена, как мне кажется. Если ехать в него специально, например, из Барселоны, то половины дня в городе, за вычетом дороги туда и обратно, может показаться многовато. Симпатичен старый город с узкими улочками, замок. Но чуть в сторону от центра — попадаешь в социальные кварталы с замусоренными тротуарами и не слишком дружелюбными взорами местных обитателей, чаще арабской наружности. Видимо туристы их несколько достали. В Каркассон заехать уже не успевали, о чем слегка сожалеем.
Пожалуй больше всего запомнился просто путь вдоль моря — равнинное побережье в районе Канн, горы с легким серпантином в окрестностях испанской границы, поля с виноградниками в национальном парке de Camargue с паромной переправой и выводком ископаемого автотранспорта на ходу.
Много солнца, тепло (+25-27), великолепные виды, — все это хорошо очищает голову от будничной рутины. Хочется продолжать и продолжать неспешно катиться вдоль моря по уходящему в бесконечность побережью.
Фигуэрос — маленький город, но в нем есть театр-музей Сальвадора Дали, и его непременно стоит посетить. Несмотря на то, что впечатление от него весьма сильное — и от инсталляций, и от организации, и от самого Мастера, — был слегка разочарован слишком большим количеством картин. Сам музей небольшой по размерам, так что полотна вытеснили другие работы Дали. Впрочем, это мое личное прохладное отношение к живописи. В целом остался очень доволен, что побывал в нем.
По Барселоне гуляли уже без автомобиля, вдоволь покатавшись по улицам в день приезда. Город большой, красивый и очень уютный. Гулять по Барселоне можно бесконечно. Думаю, недели не хватит, чтобы пресытиться его улицами. С намеченным визитом в музей Пикассо вышла накладка. Мы «удачно» попали в первое воскресение месяца, — бесплатный вход. Можете представить очередь, растянувшуюся на несколько часов. В принципе, не таких больших денег стоит билет, однако можно понять выбор стоявших в ней: в Испании за последние годы цены на посещение любых мало-мальски привлекательных туристических мест выросли в несколько раз, кое-где на порядок и больше. Но все равно, в следующий раз обязательно посетим музей.
На обратном пути в Москву летели через Цюрих и удалось погулять почти день по городу. Серый Цюрих для туристов скучен и неприветлив. Город как бы говорит тебе «Здесь нужно делать деньги, а не праздно шататься». Допускаю, что впечатление могло быть смазанным после Франции и Испании, но второй раз смотреть город вряд ли соберусь. В общем, 2-3 часа более чем достаточно, чтобы неспешно пройтись по всем его интересным местам.
В итоге, переполненные впечатлениями от четырех стран за 10 дней, мы вернулись в начале октября в уже прохладную Москву. В общем, поездка удалась.
Добавить комментарий