Американцы ездят по дорогам очень спокойно и крайне вежливо. Нет, исключения, конечно, есть везде: я пару раз наблюдал лихое перестроение и лавирование в потоке. Но за все время нахождения там мне ни разу не довелось увидеть не одной аварии! Скорость в 65 миль в час (105 км/ч) – максимально разрешенная на интерстейтах (почему-то американцы не используют слово хайвэй). Ее практически никто не превышает. Вообще, дороги в Америке – тема отдельного рассказа. Даже книги. Даже, наверное, многотомника. Это надо увидеть и прочувствовать. Дорог много. Они широкие. С отличной разметкой. И просто ну очень удобные.
Помню, как впервые меня впечатлили магистрали Москвы и Подмосковья, особенно Московская кольцевая. Теперь у меня сильно изменилось мнение о МКАД. Причем сильно в худшую сторону. Катаясь по дорогам бостонщины, я задавался вопросом: неужели нельзя было посмотреть, и сделать как «там»?! Это при условии, что в США на 1000 человек приходится 700 автомобилей, а России – 200. Ладно, в Москве их больше, пускай 350. Но почему «там» при общем парке более 200 млн. машин пробок нет, а в Москве они постоянно?! Ну, может быть, почти нет. Я ни разу не увидел ни одной, хотя был момент, когда вечером (в час пик!) выезжали из Бостона, причем не по одному из интерстейтов, а по обычной дороге в 1-2 полосы и продвижение слегка затруднилось. Но это не ползком по Каширскому шоссе вечером из центра в «спальник» два часа или больше! Почему нет пробок? Я нашел два основных ответа на этот вопрос, не считая качества дорожного полотна.
Во-первых, грамотная тщательно продуманная организация движения ДО прокладки дороги. Если поток с прилегающего на развязке шоссе большой, полоса (а иногда и две) просто вливается в шоссе как дополнительная, и никто никому не вынужден уступать, снижая скорость потока. В городе такое почти на каждой крупной развязке. Парковка в городах по умолчанию запрещена везде, за исключением некоторых участков улиц с parking meters (счетчики времени стоянки, в которые надо сначала набросать монет) и специальных многоэтажных паркингов (платных), что не создает помех в движении.
Во-вторых, врожденная вежливость американцев. Каким бы плотным (но быстрым!) не было движение, если включил «поворотник» и пытаешься перестроиться на соседнюю полосу, – тебя обязательно пропустят. Вообще, вежливость и разумность, – то, что произвело на меня, наверное, самое сильное впечатление за поездку. Причем она не показная и проявляется во всем, в мельчайших деталях и нюансах от простого общения с кассиром, до возведения инфраструктурных объектов. Наверное, дело все же в культуре.
Ну да хватит о дорогах. Хотя, именно они и являются основой одно-, нет уже двухэтажной Америки. Посмотрев на восточное побережье (впрочем, как и на западное) США, например в www.maps.google.com, можно заметить, что сеть дорог очень и очень развитая. Через каждые 20-30-50 миль проходят интерстейты, нарезая карту на неровные квадраты. А что же между ними? А между ними сельская местность Америки.
Сельская местность США – это бескрайние, протяженные, окруженные лесами, … нет, не поля, – поселки! Они повсюду. Не очагами, отдельно стоящими деревнями и хуторами, нет. Все побережье – это один большой поселок! Просто отдельные районы этого поселка носят название населенных пунктов. Ну, так удобнее, чтобы адрес можно было проще найти. :) При этом проезжая по шоссе, ни слева, ни справа, как правило, не видно жизни. Лишь зелень, деревья, кустарники, трава. Но как только съезжаешь с интерстейта – сразу попадаешь в городок, а, свернув еще на боле узкую дорогу, оказываешься на обычной улице подмосковного коттеджного поселка. Только попросторнее и позеленее. И почему-то американцы не пользуются стандартом в 6 или 12 соток и вовсе не практикуют заборы.
Участки земли под дома различные, обустроены они все достаточно оригинально, много деревьев (не яблонь или слив, – декоративных). И жители этого поселка не фермеры, а обычные белые воротнички, средний класс, работающий в различных офисах, коих в этой сельской местности великое множество. Так, например, на нашем пути располагались офисы SAP, Oracle, Cognos. И это где-то 25-30 км от Бостона. Офис головной компании Palladium, где я трудился в то время, также находится километрах в 40 от Бостона. Вот так и живет обычный представитель среднего класса – в двухэтажном доме где-нибудь в Америке, работая в одном из офисов транснациональной компании, а по выходным посещая молл.
Молл – это современный культурный центр и центр досуга американской сельской местности. Этакая постоянная деревенская ярмарка на современный лад, которая призвана кормить, одевать и развлекать живущих в окрестностях жителей. Неподалеку от нашего отеля в населенном пункте Burlington был один молл. Не сказать, что он огромный, обычный, даже чуть меньше среднего для Америки. Если сравнивать его с тем, что есть в Москве, близкий по масштабам будет комплекс Ашан-Икея-Мега. Только в Burlington он трехэтажный и внутри больше похож на «Атриум».
Приятно поразили обширные личные границы. «Обширные» — это когда проходящий мимо тебя абориген в довольно не узком межполочном пространстве гипермаркета пытается вжаться в противоположный от тебя стеллаж и, быстро просачиваясь мимо, бормочет «Sorry». Мне доводилось встречать мнение, что ширина личных границ имеет прямую корреляцию с уважением к ближнему своему. Впрочем, допускаю что это особенности культуры.
Офис головной компании расположен в «сельской местности», километрах в 40 от Бостона, вокруг зелень и тишина. Рядом располагается какая-то поселение, домики стоят достаточно близко друг к другу (метров 8-10), заборов нет никаких. И, насколько я понял, такая ситуация во всей сельской местности: дома, а между ними никаких заборов.
Общаясь с нашим лондонским коллегой Джорджем, мы узнали, что одно из красивейших мест Массачусетса – мыс Кейп Код. Он как раз собирался туда по окончания семинара и пригласил нас присоединиться. Мы, было, согласились, однако после диалога с компьютерной девицей из навигационной системы, оценив время, необходимое для того, чтобы добраться в этот океанский Эдем, мы поняли, что будем там после заката. А на субботу обещали дожди. Посему от компании приятного Джорджа вежливо отказались. Тем не менее, на побережье мы все же решили ехать, однако место было выбрано другое, с шикарным пляжем и в 50 минутах от отеля.
Глостер (Gloucester) встретил нас гостеприимно. На знаменитый своим одноименным сыром город-курорт в Великобритании он походил разве что размерами. Немного пропетляв по городу, мы оказались на пляже. Стоя по щиколотку в воде, подставляя лицо сильному ветру, вдыхая запах свежести, соли и йода, невольно возникает ощущение безбрежности океана, до противоположного берега которого пять с половиной тысяч километров. Вдохновленный этим фактом Андрей решился искупаться в не слишком теплых, постоянно набегающих океанских волнах.
Погуляв по пляжу, мы направились осматривать побережье. Прекрасные виды, интересные дома, малолюдно, – вот что мы увидели. То здесь, то там дома выставлены на продажу. Также, впрочем, как и везде, непривычно наблюдать отсутствие заборов. Вместо заборов установлены симпатичные таблички, предупреждающие о частной собственности и просящие ее не нарушать. Все-таки американцы очень уважают privacy (сферу личной жизни).
Поужинать мы решили лобстерами – коронным блюдом восточного побережья. Ближайшие рестораны, в которых можно отведать это блюдо оказались неподалеку, в местечке Rocky Neck – колонии художников. Жизнь здесь недорога, а буквально в каждом доме ежедневные локальные биеналле. Это совершенно творческое место. На стенах первых этажей уютно расположены разнообразные картины, в некоторых люди устраивают званые ужины, коктейльные вечеринки, просто обсуждают работы. Некоторые дома очень оригинально оформлены; много всевозможных кафе и ресторанов (и совсем нет фаст-фуда!). В одном из них с изумительным потрясающим видом на бухту мы и задержались. Лобстеров, к сожалению, мы так и не поели, – день выдался неурожайным, – вместо этого попробовали потрясающие блюда из свежевыловленной прямо из океана рыбы.
Возвращались в отель уже ночью. Мой коллега спал на соседнем сидении, мне же спать не хотелось вовсе. Я вел машину по ровному, почти пустому ночному интерстейту, размышляя об огромном ветреном океане, о событиях дня, людях, с которыми встретился. Формально цель поездки достигнута: мы поучаствовали в семинаре, высказали мнение о методологии, получили новое, весьма ценное знание. Даже повидались с основателем Сбалансированной системы показателей.
Однако уезжать вовсе не хотелось. Жажда к новой, уже не столь незнакомой стране не иссякла. Нестерпимо хотелось узнать страну получше, провести в ней побольше времени, встретить много людей, поговорить с ними о разном. С другой стороны, в Москве продолжался проект. Я должен был завершить его в срок. Близился следующий, в котором новые знания были весьма полезны клиенту. Но виза позволяла не покидать США, не было жестких ограничений на пребывание здесь. Да, по этой визе нельзя работать, но провести немного времени туристом было вполне легально.
С такими мыслями я привел наш «Шевроле» к отелю. Была почти полночь. Завтра нас ждали улицы и небоскребы Бостона, а затем испанский лайнер будет готов забрать нас из гостеприимной Америки.
Гульнара говорит
Добрые впечатления. Все больше узнавая об америке и американцах проникаюсь искренним уважением и даже любовью к этой стране.