Провести тренинг мне случается нечасто. К прокрустову ложу типового тренинга-семинара мое отношение можно назвать прохладным. В то же время обычная загрузка проектами сильно затрудняет подготовку уникального мероприятия. Посему в основном практикую, а не делюсь опытом и знаниями. Однако бывает, что клиент почему-то настаивает, чтобы именно я раскрыл сотрудникам определенные темы. Порой отказаться не удается.
Чаще всего так бывает ближе к завершению проекта, обычно стратегического. Обилие новой терминологии и важность темы обычно заставляет менеджмент слегка волноваться. Как следствие руководители пробуют строить модели корпоративного мира на основе собственных, местных представлений.
В этот раз я был в региональной колыбели уже федерального уровня группы. Там, откуда они начинали. По завершении поиска новой стратегии я провел два дня в компании с весьма умными руководителями и лидерами. Они задавали великолепные вопросы, были очень заинтересованы, по-честному открывая свои умы и сердца новым подходам.
На обратном пути я размышлял о разнице в реакции людей и уровнем их вовлечения в обучение (в этой компании и предыдущих). Есть нечто общее между гениальными или простыми концепциями, различными инструментами и сложной терминологией, стоящими потраченного на обучение времени. Эта общность содержится в вопросе: способна ли изменяться управленческая ДНК?
- Уровень 1: Те, кто меняют свои решения и привычные действия на глазах, и кто буквально проживает идеи, проблемы, навыки (изучаемые) внутри, как виртуальную реальность или игру в театре. Они чувствуют это и, как будто, говорят себе: «Это то, что может нравиться, это то, как я хочу себя ощущать и как помочь ощущать другим. Я вижу это. Я стал этим. Мне это нравится».
- Уровень 2: Те, кто имеет хорошую реакцию, и хорошо учатся (но без озарения) и желают получить новые выгоды. Как будто они говорят себе: «Это полезно, я попробую».
- Уровень 3: Те, кто извлекают некоторую пользу, если извлекают вообще, потому что они большую часть своего времени проводят, ставя все под сомнения и задавая вопросы себе и другим. Они тяготеют к положению жертвы в течение всего тренинга. Задавать тяжелые вопросы, кстати, весьма продуктивно. Однако отдельные участники пользуются вопросами, чтобы избежать полного вовлечения.
Как вы думаете, кто лучше развивается? С кем более интересно работать? Верно! С учениками уровня 1. Хочу поинтересоваться: как вы подходите к обучению? Позволяете ли вы себе перейти от мыслительного понимания нового к тому, чтобы стать новым менеджером или лидером?
Признаюсь, мне не всегда удается достичь уровня 1 в обучении. Непросто изменить свой собственный мир, не всегда комфортный и эффективный, но всегда привычный и близкий. Тем не менее, без этого развития, увы, не получается. В размышлениях об этом время пролетело незаметно.
А-319 заходил на посадку по северной глиссаде домодедовского аэродрома: мы барражировали вдоль кольцевой на уровне облачности. Из окна открывался сюрреалистический пейзаж: Москва была накрыта плотным одеялом облаков, заканчивающимся точно над МКАД. Над облаками закатывающееся солнце озаряло нежно розовым светом панораму; а под покрывалом мириады огней большого города уже освещали внезапно раннюю ночь.
Наиболее странно было наблюдать тот факт, что облачность, на уровне которой долго кружит самолет перед посадкой, располагается строго по границе МКАД, и практически не распространяется за пределы кольцевой автодороги. Если сто лет назад это место выделялось лишь рукотворными артефактами, сегодня у него появились свои уникальные естественные атрибуты. Город изменился, научился создавать свой микроклимат. И произошло это вследствие изменений в людях, живущих здесь.
То, что определяет жизнь компании — корпоративная ДНК — может изменяться. Для этого требуется лишь определить желаемые изменения. Увидеть это можно лишь выйдя за пределы круга своих (или корпоративных) представлений, взглянув на них со стороны.
Тем, кто изменил свою управленческую ДНК, не требуется напоминания и проверки, их не беспокоит возможность откатиться обратно. Они изменились. С ними изменилась и компания.
Любой проект преображает консультанта. Чтобы изменить мир, пускай он и размером с твою компанию, нужно сначала изменить себя. Именно об этом я размышлял, пока мой самолет кружил в вечернем небе Москвы, ожидая посадки.
Добавить комментарий