Я родился в семье бедных заготовителей пушнины, и познавал мир, будучи ребенком, читая «Капитал» Маркса при дрожащем свете свечи в обветшалой от времени деревянной избушке на окраине тайги после тяжелого многочасового трудового дня. Ой, это совсем не про меня…
Мои родители были советскими инженерами (средний класс в сегодняшнем смысле), осевшими в молодом промышленном городе-спутнике Волгограда, на противоположной стороне Волги. Несмотря на все усилия, обычной советской школе не удалось выбить из меня индивидуальность и вбить чистописание, но некоторые учителя с успехом привили мне тягу к знаниям и умение решать различные задачки.
Мой интерес к экономике, менеджменту и бизнесу в общем изначально появился ближе к окончанию средней школы, когда я вынужден был распрощаться с мечтой стать летчиком-истребителем и, в конечном итоге, космонавтом. Что произошло? СССР рухнул. Будучи свидетелем нарастающего хаоса и неумолимо снижающегося жизненного уровня, единственными ответами наиболее образованных инженеров на мой вопрос «Почему?» было что-то вроде «В стране закончились деньги» или «Административный кризис». Было очевидно, что мир вокруг, меняющийся коренным и драматическим образом, никогда не будет прежним, но никто не мог ответить почему. Почему я должен распроститься со своей мечтой и бороться за выживание? Почему долгосрочные жизненные стратегии больше не работают? Будут ли они работать позже? В то время, казалось, никому нет до этого дела.
Так я поступил на экономико-математический факультет лучшего областного университета, в отсутствии возможностей получить образование за пределами региона. Я просто хотел найти ответы на вопрос почему все это произошло, но вместо этого погрузился в микро-, макро-, международную и многие другие экономики, статистику, высшую математику и математический анализ, финансы, учет, разнообразный менеджмент, маркетинг, систему технологий отраслей и их структуру, право, философию и многие другие предметы, которые помогли мне повзрослеть и стать менеджером, способным управлять предприятием в новой реальности. Я по-прежнему не мог с точностью понять почему рухнул СССР, но уже имел более четкие, хотя и довольно общие представления об этом. Что важнее, я понял, как лучшим образом адаптироваться к изменяющемуся миру и строить в нем долгосрочно устойчивый бизнес.
Должен признать, в период производственной практики мне было невероятно сложно в диалогах убедить инженеров старой закалки, которые в основном были во главе предприятий из эпохи СССР. Несмотря на факт, что большинство таких предприятий работало на 3-5% от их мощности, прежнее руководство отказывалось пробовать новые или скорректированные подходы в управлении, которые я предлагал. Меня мало интересовал выигрыш в споре, так что еще на третьем курсе университета я организовал собственный бизнес. Затем еще один. И еще один. Я делал это в партнерстве, в основном вовлекая в участие друзей-однокурсников. В то время было бесконечный веер возможностей на практически пустом рынке. Некоторый бизнес принялся и рос; некоторый даже был успешен; некоторый, увы, нет.
Через пару лет после окончания ВУЗа я открыл для себя существование управленческого консалтинга. Это было как откровение свыше. Я моментально влюбился в эту идею, и не только сразу твердо намерился работать в этой области, но и испытывал непреходящее и растущее чувство, что это мое призвание. Будучи предпринимателем по духу, я незамедлительно попробовал стать консультантом в родном регионе. Из этих попыток я вынес два важных вывода: мне нужен опыт в этой сфере (чем больше, тем лучше) и родной регион слишком консервативен для подобных услуг. Некоторые руководители понимали идею консалтинга, но, выросшие профессионально в совершенно другой среде, в основном полагались на «технарьский» подход или же вовсе верили, что все серьезные результаты могут произрастать лишь внутри предприятия. Так, следуя своему призванию, я переехал в Москву.
Это захватывающее дух приключение включало долгие бессонные ночи, отсутствие личной жизни и десятки консалтинговых проектов. Некоторые были довольно масштабными, влияющими на целые отрасли (например, телеком) или даже их реформировавшие (электроэнергетика). Как замечательно сформулировал один мой хороший знакомый, партнер консалтинговой компании, «Каждый проект – это мини-МБА». И это точно! Для меня эти годы были как бесконечная программа МБА. Я работал над проектами вместе с руководителями и менеджерами из разных компаний и отраслей и чертовски многому научился!
В то время, на заре моей консалтинговой карьеры в России существовало не так много консультантов по управлению, как следствие, тогда почти никто не обладал отраслевой экспертизой. Нам приходилось перескакивать с одной отрасли (или рынка) в другую для каждого следующего крупного и серьезного проекта. Чтобы выжить в таких требовательных условиях работы, нам необходим был уникальный комплекс навыков и умений, включающий в себя способность быстро погрузиться в ситуацию клиента с множеством деталей, сориентироваться в гигантском массиве данных и выудить для обработки наиболее релевантную информацию, а также разобраться и узнать как можно больше об отрасли, рынке, конкурентах в рамках задач проекта. В дополнении к этому, каждый консалтинговый проект тогда был уникальным. Никто не обладал опытом подобных проектов в России, и нам не только приходилось разрабатывать методы и инструменты, но и быть уверенными, что они будут работать для клиента в данной конкретной ситуации.
Подобная закалка помогла мне быть не только полезным, но и успешным в ситуациях, в которых я не был до этого. Более половины моих консалтинговых проектов были в новой для меня отрасли, в которой у меня прежде не было опыта. И я искренне горжусь фактом, что я никогда не подвел ожидания моих клиентов. Мне всегда удавалось находить нужную информацию и верно ее анализировать для принятия решений в конкретной ситуации.
Когда первоначальный блеск и очарование начало постепенно ослабевать, я был шокирован тем, что представляло собой поле управленческого консалтинга. Я не мог поверить, как много компаний безалаберно консультированы, особенно средний бизнес, и как небрежно-высокомерно зачастую ведут себя консультанты. Также я был изумлен количеством типовых «консалтинговых решений», продаваемых по простой модели «одна проблема – одно решение».
Всегда стараясь выступать на стороне клиентов, я обнаруживал, что многие из них не получают информацию для улучшения бизнеса и его общей результативности. Вместо этого, проблемы или их признаки маскируются каким-нибудь типовым или стандартным решением. Сознаюсь: раньше, я лично создал не одну так называемую «Матрицу консалтинговых услуг» (этакий взаимосвязанный перечень стандартных услуг/решений, облегчающий усилия продавцов в заключении сделки). В основном такие матрицы не работают. Точнее, они работают для продавцов из консалтинговых компаний, но не для вас. С течением времени я начинал осмысливать системный, взаимосвязанный и многомерный взгляд на бизнес, организацию, компанию. Увы, подобный взгляды не способны сосуществовать с устоявшимися моделями продаж в консалтинговых компаниях, в которых я работал.
Шанс проверить на практике мои взгляды, подходы и профессиональную зрелость в управленческом консалтинге представился во время кризиса, начавшегося в 2007 году на западе, и к концу 2008 года докатившегося до России и СНГ. По этой причине представительство Balanced Scorecard Collaborative в России и СНГ было закрыто и мне предстояло найти новую работу. Увы, на рынке на тот момент практически не было открытых вакансий, что не удивительно. Таким образом я решил основать собственную консалтинговую компанию, ориентированную прежде всего на средний бизнес, предлагающую интегрированный подход от стратегии до ежедневных функций каждого сотрудника.
Я никогда не был противником типовых или стандартных решений, но для меня стало ясно, что клиентам нужно больше, чем предлагается. Если вы взгляните на 20 или даже 50 типичных решений, наиболее часто предлагаемых консалтинговыми компаниями, вы заметите, что обычно это предложение что-то внедрить, интегрировать или построить, что делает ваш бизнес еще более сложным в управлении. Безусловно, в определенных случаях это то, что вы хотите и/или то, что вам нужно (а иногда вам бы хотелось просто какое-то новое увлечение, чтобы отвлечь внимание от глубинных проблем), но в основном вам нужно навести порядок и улучшить существующую систему управления. Такие предложения редкость.
Довольно рано в своей консалтинговой карьере я оказался в уникальном положении. Я начал создавать эффективные способы управления консалтинговыми проектами для моих клиентов, и мне пришлось с головой погрузиться в область, где бывали очень немногие. Это заставляет меня постоянно быть на переднем крае исследований и публикаций, пробуя и находя эффективные способы практического применения современных достижений в экономике, финансах, менеджменте в различных ситуациях. Глубокое погружение в ситуацию клиента всегда было критичным в моей практике для того, чтобы находить индивидуальные решения проблем системно и интегрировано. Когда клиент рекомендует меня своему знакомому со сложной управленческой или бизнес-проблемой, это заставляет меня дальше развивать компетенции до максимально достижимого уровня.
К этому моменту своей карьеры мне довелось консультировать по различным сложным вопросам менеджеров, руководителей, директоров, акционеров и предпринимателей практически со всего мира. Я не всегда был способен решить определенную проблему или помочь каждому, но обычно я находил способ улучшить их ситуацию так или иначе. Иногда такая помощь была существенной, иногда нет. Иногда это вырастало в консалтинговый проект. Иногда это была просто интересная осмысленная беседа. В любом случае, вы можете определенно что-то почерпнуть из долгих лет опыта и практики и найти мой набор навыков выгодным и полезным для вас.
Комбинация моих внутренних потребностей выступать в качестве консультанта-практика, решая практические проблемы, и постоянно находиться на острие теоретических публикаций и исследований передовых методов и подходов в управлении бизнесом, лежит в основе напряженной работы, которая привела к предлагаемым мной услугам управленческого консалтинга.
Моя миссия: поделиться с вами опытом, знаниями, наработками, интуицией, которые я приобрел за долгие годы практики.